03.08.2018

    Анализ импорта вилочных погрузчиков в Россию в 2017 году

    Экономический 2017 год, в отличие от 2016, прошел довольно в спокойной обстановке без серьезных политико-экономических потрясений. Кроме того, в течении всего периода курс рубля не только стабилизировался, но и имел положительную динамику относительно других валют. Даже введенный два года назад утилизационный сбор, который в совокупности со всеми рыночными изменениями, наделал немало шума, уже начал восприниматься спокойней, о чем говорит и некоторое увеличение доли погрузчиков с ДВС по итогам всего 2017 года. Но обо всем по порядку.

    В связи с низкой долей отечественных компаний, главный акцент в анализе сделан на импортной составляющей. Стоит обратить внимание, что в данный обзор не включены специализированные погрузчики, среди которых ричтраки, телескопические, боковые погрузчики, а также штабелёры и тележки. Рынок рассматривается с точки зрения количественной составляющей как новой, так и подержанной техники с электрическим двигателем и двигателем внутреннего сгорания.
    В 2017 году на территорию России было завезено 9830 вилочных погрузчиков общей стоимостью 159,1 млн долларов. Это значительно выше показателей 2016 года: на 27% в количественном выражении и на 24,6% в стоимостном. Необходимо подчеркнуть, что темпы прироста во втором полугодии оказались ниже, чем в первом по причине того, что в начале 2016 года после введения утилизационного сбора спрос сократился, но общая динамика импорта погрузчиков к концу года даже приблизилась к показателям в тысячу единиц за месяц. Вместе с тем, впервые с 2013 года на импортном рынке наблюдается рост, который отмечался на протяжении всего анализируемого периода 2017 года за исключением итогового декабря.
    Претерпела изменения по результатам 2017 года пятерка стран-производителей вилочных погрузчиков. Основное изменение — это выход Китая в лидеры. В целом, азиатское доминирование в российском импорте сохраняется, а общая доля этих стран (Китай, Япония, Южная Корея) продолжает расти и по итогам 2017 года она составила 78%.
    На рисунке «Динамика изменения структуры импорта вилочных погрузчиков по странам происхождения за 2015-2017 гг., %» хорошо виден ежегодный рост доли китайских производителей, которые продолжают наращивать свои объемы на протяжении последних нескольких лет. Всего же за анализируемый период в Россию поставлено свыше 60 различных марок вилочных погрузчиков из Китая. Тройку лидеров импорта возглавили HELI, JAC, HANGCHA. Общая доля этих трех производителей в валовом объеме марок, выпущенных в Китае и завезенных в Россию в 2017 году, составила 45,8%. Хотелось бы упомянуть еще две марки, которые заняли четвертое и пятое места. Первая — это Linde Material Handling, которая, судя по данным импорта, сделала акцент на поставки своих машин, собранных в КНР, так как доля ввоза по итогам 2017 года от общего числа ввезенной техники марки Linde составила 61,5%. Также стоит отметить, что мировые производители активно осуществляют локализацию производства в Китае и расширяют свой модельный ряд, а сама техника, собранная в Китае, поставляется в страны Европы, Ближнего Востока, в страны Средней Азии и Африки. Вторая — это бренд BULL, являющийся собственной зарегистрированной торговой маркой компании «Русбизнесавто». Вилочные погрузчики разработаны отечественными специалистами, их сборка выполняется на заводе HELI (Китай).

    На втором месте среди стран находятся погрузчики японской сборки, их объем импорта вырос на 26,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, а основу ввоза возглавили такие марки как Toyota, Komatsu и ТСМ. Крупнейшим европейским поставщиком вилочных погрузчиков в Россию остается Германия. За анализируемый период январь-июнь 2017 года объемы импорта техники немецкой сборки увеличились на 86%, но по итогам всего года темпы прироста сократились и остановились на уровне 7,4%.  Наибольшая популярность среди марок принадлежит Jungheinrich, Still и Linde. На 44,2% увеличились поставки вилочных погрузчиков из Южной Кореи. Из ведущей пятерки стран «выпала» Франция, которая достаточно прочно удерживала свои позиции, благодаря японской марке Toyota, имеющей свои производственные мощности на заводе Toyota Industrial Equipment S.A. (TIESA) в городе Ансени. Однако по итогам рассматриваемого периода в Россию было ввезено всего пять вилочных погрузчиков, сборка которых осууществлялась во Франции. На пятом месте в рейтинге расположилась Великобритания с марками HYSTER и YALE.
    По итогам 2017 года в рейтинге основных импортируемых марок произошли изменения, однако они не коснулись лидера Toyota, который продолжил укреплять свои позиции после спада. Показатели ввоза японской марки увеличились на 24,8%. Наибольшим спросом у отечественного потребителя пользуются модели 32-8FGF15, 62-8FDF15 и 62-8FDF30. Как и прежде, Toyota предлагает большое количество модификаций складской техники, которых в рассматриваемом периоде насчитывалось более 200!
    Практически на уровне 2016 года (+2,7%) остались объемы импорта KOMATSU. За счет меньшей активности по сравнению с конкурентами, японский производитель опустился еще на строчку вниз (по сравнению с итогами 2016 года) и занял третье место. Это не могло не сказаться и на доле, которая сократилась до 9,4%. При этом несколько изменились предпочтения в модельном плане, хотя общий тренд на популярность вилочных погрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 3,0 тонн остался. Среди основных моделей выделяются FD25T-17, FB15-12 и FD15T-21.
    Продолжил укреплять свои позиции Jungheirich, что позволило производителю из Германии занять вторую строчку среди наиболее популярных брендов по итогам 2017 года. Его прирост составил 21,7%. Наиболее популярными моделями стали погрузчики серий EFG и DFG, а именно EFG 215, EFG 216 и DFG 430.
    Величина импорта вилочных погрузчиков марки ТСМ в 2017 году позволила бренду уверенно закрепится на четвертой позиции. Темп прироста составил 65,2% — это один из лучших показателей среди лидеров отрасли по итогам всего 2017 года. Основа импорта — модели FD30T3Z и FB15-8. Несмотря на большую долю китайских производителей вилочных погрузчиков, HELI — первый представитель этой страны в рейтинге по маркам (пятое место), увеличив объемы импорта в 2017 году на 35,2%.
    Если анализировать структура российского импорта вилочных погрузчиков в 2017 году по регионам, то лидирующие позиции принадлежат компаниям из Москвы и Московской области. Это обусловлено наличием в регионе представительств основных игроков на рынке. Из 300 участников рассматриваемых машин в Москве и области находятся 60. Лидируют среди них ООО «Юнгхайнрих Подъемно-Погрузочная Техника», ООО «Тойота Материал Хендлингн Рус» и ООО «Комацу СНГ». Далее идут представители Приволжского Федерального округа, это компании ООО «ТРАКРЕСУРС-РЕГИОН» и ООО «ЕВРОКАРА-ПЛЮС». Наибольшее количество получателей расположилось в Приморском крае, однако большинство из них ввезли в Россию не более 10 единиц техники.

    Резюмируя итоги первого полугодия 2017 года в импортном сегменте вилочных погрузчиков, можно отметить продолжение положительной тенденции, которая началась с середины 2016 года. Вектор качественного развития рынка в связи с введением утилизационного сбора пока не поменял направления, но сейчас уже видно, что внесены некоторые корректировки. Это заметно на незначительно сократившейся доли погрузчиков с электродвигателем в рассматриваемом периоде по сравнению с общими итогами 2016 года. А вот доля новой техники продолжила увеличиваться, что является не менее важным показателем развития рынка в целом.
    Стабилизация экономики и переход ее в фазу роста, стабилизация курса национальной валюты, снижение ключевой ставки ЦБ РФ — все это улучшает деловой климат в стране и способствует развитию бизнеса, что в конечном счете позволит обеспечить рост рынка российской складской техники в 2018 году.