ТСМ — это бренд №1 для компании «Тракресурс», продаём мы его уже с 2003 года и очень довольны как мы ТСМ-ом, так и ТСМ — нами. Для наших менеджеров погрузчики ТСМ, наверное, самый привлекательный продукт для продажи, потому что погрузчик ТСМ «продал и забыл». В смысле того, что никаких проблем продающему он не производит. Только когда необходимо продать следующий погрузчик, мы вспоминаем о наших потребителях.
Что такое ТСМ? Начнём с истории. ТСМ —это первый производитель автопогрузчиков в Японии. До 1949 года в Японии не было вилочных автопогрузчиков. Но как вам известно, после Второй мировой войны Японию оккупировали американские войска. И в порту Кобе стояли оккупационные американские силы, которые использовали эти погрузчики. Изобретателем погрузчика является американская компания Кларк, соответственно у американцев этих погрузчиков было достаточно. Японцы работали как инженеры, как специалисты по обслуживанию американской техники и в прочих сервисных аутсорсинговых работах. Там они подсмотрели конструкцию вилочного погрузчика и решили создать погрузчик для внутреннего рынка. Поэтому в 1949 году основатель компании ТСМ господин Мива принял такое решение, создал команду единомышленников и создал первый в Японии автопогрузчик ТСМ. Более того, до 60-х годов в Японии не существовало производителей никаких вилочных автопогрузчиков и ТСМ поэтому было именем нарицательным, таким же нарицательным как на сегодняшний день являются наименования Джип, Ксерокс и т.д. Т.е. в Японии до 60-х годов, когда появились другие производители (это Тойота, Камацу, Нисан и пр.) ТСМ означало вилочный погрузчик.
Компания развивалась достаточно быстро. В 1949 году был произведён первый автопогрузчик для японского рынка, а в 1950 году уже начался экспорт этих погрузчиков в другие страны. Корпорацию ТСМ как раз и отличает это новаторство, которое было присуще этой компании всё время её существования. В 1952 году был основан первый завод в Рюгасаки, а в 1960-м году компания ТСМ является производителем первого фронтального погрузчика.
Более того, всю свою историю пока ТСМ производила фронтальные погрузчики, они были одним из лидеров отрасли. Например, компания Хитачи, широко известная, сама фронтальные погрузчики не производила, а для неё их делала как раз компания ТСМ. Т.е. жёлтые под собственным брендом продавались погрузчики ТСМ, а оранжевые под брендом Хитачи продавались через дистрибьюцию Хитачи. Именно поэтому в более поздний срок в 2003 году компания Хитачи поглотила компанию ТСМ с целью поглотить строительное подразделение по производству фронтальных погрузчиков для своих нужд.
Но вернемся несколько назад, компания ТСМ очень активно развивалась и в 70-80-х годах была мощная экспансия японских производителей на глобальные рынки. На сегодняшний день компания ТСМ также является глобальной компанией, она имеет заводы по всему миру. И в 1976 году самый большой рынок, самый крупный рынок для вилочных погрузчиков — это Америка, и первый иностранный завод компания ТСМ открыла в 1976 году как раз в США.
Другие рынки тоже развивались и в 1990 году было открыто производство в Европе, а в 1991 году было основано производство в Китайской Народной Республике. На сегодняшний день эти производственные площадки существуют, американская для американского рынка, европейская для европейского, китайская для китайского, и в Японии для прочих рынков, где нет локального производства.
Как уже говорилось, ТСМ всегда был новатором и имеет достаточно много наград в области проектирования, качественной безотказно работающей техники. Как одной из важнейших вех своей истории они ставят тот факт, что в 2000 году был запущен в серийное производство такой погрузчик как «ACROBA». До сих пор есть в России несколько клиентов, которые эти погрузчики эксплуатируют и периодически обращаются с просьбой продать им такой же, но погрузчик такой на сегодняшний день уже не производится.
Погрузчик «ACROBA» это погрузчик, который опередил своё время. Это погрузчик, у которого управляются все 4 колеса, т.е. он может ездить «крабом», боком и как хочешь, вращаться на месте. Очень много у него в связи с этим преимуществ, он работать может в очень стеснённых условиях, может перевозить длинномерные грузы и т.д. Очень универсальная хорошая техника, но достаточно сложная конструкция. А сложная конструкция — это достаточно высокая цена. Хоть погрузчик был хороший и новаторский, серийно производился, но достаточно широкого производителя он не получил, потому что для большинства потребителей все-таки классический погрузчик достаточен для решения производственных проблем. А с точки зрения экономический эффективности, например как Конкорд — был такой самолёт сверхзвуковой, пришлось снять с производства, потому что потребителей в достаточном количестве в мире нет. Хочется отметить, что никто ни до, ни после таких погрузчиков не производил, именно такие как классический погрузчик «ACROBA» со всеми 4-ма управляемыми колёсами.
В 2003 году компанию ТСМ поглотила компания Хитачи, до этого это были такие партнёрские организации и имели взаимные миноритарные акции, но Хитачи выкупил контрольный пакет акций ТСМ, и ТСМ стало на достаточно длительный период времени подразделением группы Хитачи.
Хитачи как известно, компания, которая занимается в основном строительным оборудованием, а погрузчики ТСМ — это подъемно-транспортное оборудование. Нужно концентрироваться на чем-то одном, нельзя объять необъятное. Поэтому происходит разделение, оптимизация усилий на определенных сегмента рынка. Поэтому в свое время после кризиса 2008 года, когда перестало хватать денег на все направления, начали происходить оптимизации. Это тенденция всего рынка, любых отраслей касается. Автомобильный рынок — сливается несколько брендов в одну корпорацию, чтобы минимизировать расходы и повысить эффективность управления и т.д. Тот же самый Фольксваген объединяет 4 бренда, это и Рено-Ниссан группа и т.д.
Так и здесь, для Хитачи стройка — это основа деятельности, а для Ниссан Моторс основная сфера деятельности — это производство легковых автомобилей. Поэтому Хитачи с Ниссаном приняли решение выделить эти не профильные свои направления и объединить в одну компанию ЮниКарриерс для того, чтобы сделать более эффективной компанию, которая производит именно подъемно-транспортное оборудование.
Каким образом произошло слияние компаний ТСМ и Ниссан в компанию ЮниКарриерс. Хитачи внесла как свою долю подразделение ТСМ, Ниссан внесла как свою долю подразделение Ниссан Форклифт. И бы еще сторонний инвестор — это государственная корпорация инвестиционная выступила инвестором всего этого слияния, это компания INCJ. Получилась компания ЮниКарриерс, которая существовала с 2012 по 2017 год.
Специфика ТСМ, почему его приятно продавать — состоит в том, что ТСМ специализируется только на подъемно-транспортном оборудовании. Он не делает ни автомобили, ни лодочные моторы, ни музыкальные инструменты. ТСМ всегда всё своё существование производило подъемно-транспортное оборудование и является экспертом в этой сфере.
На сегодняшний день ТСМ имеет полный модельный ряд от транспаллеты (1 тонна) до портальных тяжелых погрузчиков (45 тонн) и портового оборудования. Помимо этого, ТСМ производит также специализированное оборудование.
Что касается вилочного грузоподъемного устройства это транспаллеты, штабелеры, погрузчики электрические, газобензиновые, а также большие фронтальные с грузоподъемностью до 45 тонн.
ТСМ является лидером в области производства подъемно-транспортного оборудования для особо тяжелых условий работы. Например, в Японии погрузчики грузоподъёмностью от 5 тонн ТСМ владеет более 50% долей на рынке. Остальные производители все вместе взятые владеют остальной долей.
Что касается прочего оборудования, также ТСМ производит широкий спектр портового оборудования для перевозки контейнеров — краны, контейнеровозы. Производит оборудование для металлургии — это шлаковозы, перевозчики металла. Также для судостроения производит транспортеры грузоподъёмностью до 1000 тонн. Это уникальные приспособления — мало кому под силу производить такую технику. Помимо этого, ТСМ как современная компания производит автоматизированные системы — это роботизированные подъемно-транспортные комплексы.
Что касается локализации. Компания ТСМ — это глобальная корпорация, которая существует во всех уголках мира. Производство у них домашнее, располагается в Японии. Офис был в Токио, но на сегодняшний день в связи со слиянием с Митсубиши Логиснекст, он переехал из Токио в Киото. Центр разработок остался в Канагаве. Основной завод, который производит вилочные погрузчики, грузоподъёмностью от 1 до 23 тонн, находится в городе Шига. Специальный завод, который производит тяжелое оборудование, портовое оборудование, нестандартное находится в городе Хиросима. Также есть обособленное производство двигателей. Так как корпорация ЮниКарриерс после слияния ТСМ с Ниссаном получила от Нисана производство собственных двигателей, то заводы, производящие двигатели для подъемно-транспортного оборудования входят в эту корпорацию и находятся тоже в Японии. Все известные «ниссановские» двигатели для погрузчиков производятся в ЮниКарриерс для своих нужд.
Что касается глобальной локализации. Как было сказано ранее, для американского рынка (для обеих Америк) существует завод в США, обеспечивающий их потребность. Для Европы и ЕС существует 2 завода: один в Испании, который производит контрбалансовые погрузчики; другой в Швеции, производящий складскую технику (штабелеры и т.д.). Для китайского рынка существует завод в Китае. Поставкой на все остальные рынки занимается Япония.
ТСМ — мировая компания, поэтому все известные бренды являются клиентами компании. Даже Тойота Пакистан Индастриз ездит на погрузчиках ТСМ, хотя, казалось бы, Тойота — лидер отрасли по производству вилочных погрузчиков. Какой бренд не возьми — все используют погрузчики ТСМ так или иначе.
Последнее слияние ТСМ с Митсубиши. Произошло это слияние в октябре 2017 года от двух групп ЮниКарриерс и Митсубиши. Основным акционером является Митсубиши Хеви Индастриз (Mitsubishi Heavy Industries).
Митсубиши Хеви Индастриз — это огромная японская корпорация, которая включается в себя банки, автомобильное производство, производство атомных электростанций, аэрокосмическое подразделение, производит самолеты и ракеты. Есть транспортное подразделение, которое также инвестирует в производство вилочных погрузчиков. Это мощный инвестор, который имеет желание консолидировать все активы для производства конкурентоспособной японской техники.
На сегодняшний день японцы считают, что вилочный погрузчик является национальным продуктом. Потому что 50% погрузчиков, производимых и продающихся в мире, это японские бренды. Все остальные — это американские, европейские, корейские и другие производители имеют остальные 50%. Японцы концентрируются на этом направлении и вкладывают в эту сферу деньги.
Сфера деятельности Логиснекст — проектирование, производство, маркетинг электрических, ДВСных, контейнерных, автоматических погрузчиков, автоматических складов, логистических систем, строительного оборудования, машин для сельского хозяйства и прочей самоходной техники. Главный офис в Киото. Уставной капитал почти 5 млрд иен, количество сотрудников 10600 человек.
Усилия компании, согласно стратегии развития, нацелены на развитие каждого бренда, учитывая внутренние наработки. Эта коронация еще более глобальная чем ЮниКарриерс.
Поэтому ТСМ имеет хорошие перспективы и это один из самых сильных брендов, которые имеются в портфеле у этой корпорации.
Согласно рейтингу, Тойота — это производитель №1 в мире, на втором месте Кион Групп. Логиснекст на сегодняшний день становится производителем №3 в мире.